Основное в управлении городом — системность

Честно не видела эту статью в октябре, но очень хорошее интервью. И не удивительно, что за Гройсмана проголосовала Винница.

Владимир Гройсман

Владимир Гройсман

Валерия Бондаренко «Зеркало недели» №38, 16 октября 2010

Внедрив эффективную систему управления городом и постоянно ее совершенствуя, Винница на практике показала, что в наших условиях вполне реально минимизировать коррупцию, ликвидировать очереди, дать зеленый свет бизнесу и существенно увеличить наполнение бюджета. Сегодня практически все коммунальные предприятия, обслуживающие город, прибыльны. А доходы Винницы в три, а то и в четыре раза превышают доходы аналогичных по размеру городов.

Внешне Винницкий горисполком — типичная многоэтажная административная стекляшка позднесоветсткой эпохи: чуть потертая, немного облупленная, со следами недавнего, добротного, но достаточно экономного ремонта. Тем большим контрастом выглядит то, что находится внутри: модерновый первый этаж с прозрачными перегородками, за которыми работают чиновники, и суперсовременной электронной начинкой.

Так выглядит по-настоящему «прозрачный офис» Винницкого горисполкома — первая в Украине система, оборудованная не только прозрачными перегородками, но и специальным программным обеспечением, способствующим упрощению разрешительных процедур и приводящим к невозможности поборов с предпринимателей. Тут происходит большая часть взаимодействия власти с горожанами: ведут прием мэр, его заместители, предоставляются консультации, оформляются документы  (всего оказывается более 200 административных услуг). Чтобы встретиться с нужным чиновником — достаточно обратиться к администратору, либо выбрать тип вопроса на установленных в холле информационных терминалах. Программа также контролирует и анализирует работу чиновников, не давая им возможности затягивать процесс. Живых очередей здесь нет. Каждый получает талон с номером нужного ему рабочего места и порядковый номер. На электронных табло, развешанных в холле, высвечивается информация о продвижении очереди.

— Наше главное ноу-хау, это, прежде всего, систематизация всех процессов управления, — говорит мэр Винницы Владимир ГРОЙСМАН. — В моем понимании город — многогранный организм, и говорить о том, что можно добиться успешных результатов только в одном направлении, неправильно.

К такому выводу как мэр я пришел в 2006 году. К тому времени, за два года работы, мы, благодаря достаточно жестким и подчас непопулярным методам, взяли под контроль ситуацию в городе и навели элементарный порядок. Мы понимали также и то, что авральным «латанием дыр» можно заниматься до бесконечности. Поэтому — надо менять систему.

Тогда мы начали заниматься сертификацией. Мне нужна была международная система управления качеством ISO 9001. Не сама бумажка — видите, в моем кабинете ее нет, а система! На ее внедрение потребовался год. Нас сертифицировала всемирно известная лондонская компания. Для меня это было принципиально!

— Что из себя эта система представляет?

— Новейшие технологии управления — некий взаимосвязанный свод правил, учета и контроля с максимальной компьютеризацией рабочего процесса. Она очень удобна в работе, поскольку создает все возможности для эффективного использования рабочего времени. Оно у всех под контролем, у каждого сотрудника — специальная карточка, она фиксирует уход-приход с рабочего места (кстати, дает скидку в столовой горисполкома). На компьютер каждого установлена программа, которая фиксирует его нахождение непосредственно в кабинете на рабочем месте. Для внутренних коммуникаций это очень удобно. Любой видит, кто на месте и к кому в данный момент можно обратиться, а к кому нет.

Нашим сотрудникам доступна в моментальном режиме вся текущая (и не только) информация по жизнедеятельности органа власти. Все оцифровано, нанесено на электронные карты. Можно, к примеру, в секунду узнать, кто отвечает за территорию возле любого дома, состояние дел с вывозом мусора, состояние дорог и т.д. — все в цифрах и в деталях.

Все входящие телефонные звонки горожан записываются. Любой руководитель может узнать со своего компьютера, кто и зачем звонил тогда-то и тогда-то и как движется дело с решением проблемы, на которую пожаловался горожанин. Все вопросы под контролем. Можете сами убедиться.

Владимир Борисович развернул свой компьютер дисплеем в мою сторону.

На экране происходило нечто, напоминающее для меня компьютерную онлайн игру со звуковыми эффектами.

Какой-то винничанин звонил по поводу обрыва линии электропередач. Тут же желтым высветилась схема, на которой отразилось время, когда и кем этот звонок зафиксирован, когда поставлен на учет.

— И что означает этот желтый цвет?

— То, что вопрос должен быть решен в течение одного дня.

Вот таким образом в любое время в режиме реального времени отслеживаются процессы, решенный вопрос высвечивается зеленым, нерешенный — красным. На графиках видно, как работают управления.

— А если больше красного цвета?

— Такого не бывает в принципе. Но даже если, чисто теоретически, предположить что такое ЧП может случиться, то специальный отдел тут же проанализирует ситуацию, сделает выводы и внесет свои коррективы, чтобы впредь подобного не возникало.

— Как сотрудник, пришедший к вам на работу, сразу может в этом всем сориентироваться? Ведь таких специфических знаний никакие вузы, по крайней мере, наши, не дают.

— В этом плане у нас новая система приема на работу: человек, который не владеет компьютером и не понимает, что такое муниципальные органы власти и как они работают, к нам просто попасть не может.

Нами разработан «Муниципальный университет» — первая в Украине корпоративная система повышения квалификации кадров в муниципальных органах власти. Она включает в себя специальную программу для новых работников горисполкома и постоянные программы повышения квалификации сотрудников. Разработана и «Рабочая программа начинающего», чтобы, приходя на работу, человек четко представлял предъявляемые к нему требования и свои возможности. Всеми этими вопросами занимается управление кадровой политики. Оно же анализирует работу отделов: возможно, где-то происходит дублирование функций, где-то — несогласованность действий.

Задача этого управления — сделать систему более эффективной, что требует постоянного контроля, развития и внедрения управленческих ноу-хау.

— Что из новинок в этом плане наиболее интересно?

— В 2009 году получили сертификат по системе противодействия коррупционным угрозам. Это евростандарт ISO — сертифицированная система, позволяющая минимизировать коррупционные действия. Она представляет собой свод правил бесконфликтного прохождения документов, при котором ни у кого не возникает необходимости принимать то или иное решение на свое усмотрение и за это требовать деньги.

В тендерных комитетах в любой момент происходит компьютерная ротация до 30 процентов человек, и кого именно менять, решает компьютер. В этом случае подкрутить ничего невозможно. Благодаря ее внедрению мы минимизируем возможность появления коррупции.

— Как принцип системности срабатывает, например, в сфере реформирования ЖКХ?

— На сегодня мы создали систему, при которой житель получил возможность контролировать организацию-подрядчика. При этом не имеет значения, какая это организация, основное — перечень ее услуг и их качество.

У жителей есть альтернатива: воспользоваться работой коммунальных предприятий либо создать ОСББ.

Мы не просто ушли от фиксированной оплаты жилищно-коммунальных услуг, а сделали абсолютно правильную вещь — рассчитали подомовой тариф на все 1700 многоквартирных домов города по следующему принципу: определили площадь дома, его состояние, размер и состояние придомовой территории, набор дополнительных услуг: парковка, игровые площадки, диспетчеризация и т.д. Для каждого дома установили индивидуальный перечень постоянных работ, определили граничный тариф, за который жэк просто не может выйти.

Из 30 жэков оставили 15. Четко определили зоны их ответственности и установили стандарт работы. Жэк контролирует старший по дому, которого выбирают сами жильцы.

В каждом доме есть перечень работ, которые должен выполнять жэк, и их периодичность. В конце месяца жэк готовит отчет о проделанной текущей работе, вывешивает его в подъезде и направляет старшему по дому.

При этом жильцы имеют право не платить за те услуги, которые не предоставлялись, либо требовать полноты выполнения работ. У вас не убирают? Не платите! Вы имеете на это право! В каждом жэке есть телефон, который связан с горячей линией мэрии «Цілодобова варта», любое обращение жителя сразу попадает в мэрию.

Далеко не все старшие по дому оказались инициативны, но мы приняли решение об освобождении старших по дому от оплаты за квартиру. Пока ты старший — не платишь. Переизбрали — плати, как все! Кроме того: для старших мы организовали обучение, для того чтобы дать определенные знания, которые помогут управлять хозяйством.

Спор между жэком и жильцами разрешается с помощью комиссии, куда входят представители управления ЖКХ, жэка и подрядной организации. Плюс к этому, работает независимая рабочая группа, состоящая из различных специалистов, которая подчиняется только мэру. Она на месте оценивает ситуацию, предоставляет фото- и видеоотчет. Как правило, приходим к взаимопониманию. Но однозначно мы всегда на стороне жителей.

Таким образом, система на сегодня создана и работает эффективно. Кроме того, чтобы обеспечить прозрачность начисления счетов за те или иные услуги, мы забрали курсы начислений за предоставляемые услуги из жэков и передали в единый расчетный центр.

Это независимый орган, который на основании полученных данных выдает информацию о начислениях жителям. А жэки — только исполнители. Для этого мы объединили все базы данных: жэков, водоканала, тепловиков, электроэнергетиков, газовщиков, и на сегодняшний день, таким образом, имеем всю информацию.

На базе этой системы мы создали, вероятно, одну из самых современных систем назначения субсидий и других государственных поддержек. В результате при начислении субсидий у нас очередей нет совсем.

Для того чтобы получить субсидию, человек приносит только паспорт и справку о своих доходах. Остальная информация — в компьютерах нашего управления социальной защиты: где живет, сколько платит за газ, за свет и т.д. И на все у жильца уходит 15 минут.

Если в прошлом году у нас получали субсидии 10 тысяч человек, то наша система позволяет без проблем пропускать до 32 тысяч.

— В рамках «прозрачного офиса» вы собрали под одной крышей горисполкома все структуры: представителей МЧС, санэпидемстанции, сотрудников налоговой администрации, а также необходимых негосударственных компаний. Как вам это удалось?

— Конечно, свести вместе все организации было непросто. Но мы смогли договориться. Что же касается частников, например, землеустроительной организации и фирмы по изготовлению печатей и штампов, а также отделения банка, то они выиграли тендер, предложив самые выгодные условия. Но результат того стоит.

Моя идеология — не должен простой человек или предприниматель тратить время на согласовательные процедуры! Теперь человек, желающий открыть свое дело, свой бизнес, приходит в мэрию, на первый этаж, и через пару-тройку часов уходит отсюда с полным пакетом документов, разрешений, согласований и справок, необходимых для предпринимательского старта. Не позднее чем через пять дней все окончательные бумаги будут у него на руках. По такому же прозрачному принципу работает городское БТИ. Прямо у входа висят прейскуранты на услуги. Любой документ здесь готовят не дольше месяца, за срочность — дополнительная плата. Деньги вносятся в кассу и идут в городской бюджет.

— В результате такой систематизации поступления в бюджет выросли существенно?

— По целому ряду позиций. В четыре с половиной раза бюджет пополнился за счет выведения из тени операций с землей, внедрения четкой ценовой политики в коммунальном имуществе. Продажа и аренда коммунальной собственности — исключительно через аукцион. Дали возможность бизнесу развиваться, в результате в 2,3 раза увеличилась зарплата, создали конкурентную среду на рынке, за счет его демонополизации. Экономим — меняя логистику, компьютеризируя системы, оптимизируя затраты, вводя энергосберегающие технологии… Например, централизовали систему управления производства тепла, замкнув все на коммунальном предприятии «Винницагортепло». Кроме тепла, оно производит еще и электричество, там рационально организованы все процессы, есть котельные, управляемые через мобильную связь…

Все коммуникации есть на цифровой карте сетей, программа показывает глубину залегания, диаметр труб и тип изоляции, давление в любом конкретном месте и еще много чего специфического, профессионального. Если где-то авария — в считанные минуты можно рассчитать все необходимое для ее ликвидации.

— Но крупными инвестициями город пока что не может похвалиться.

— Действительно, после 2008 года в плане привлечения крупных инвестиций у нас затишье. Ведь очень многое зависит от законодательных правил игры на всеукраинском уровне. На местном уровне мы готовы максимально упростить разрешительные процедуры инвесторам, более того, если заходит предприятие, готовы его сопровождать. Но есть еще вопросы прав собственности, налоговых льгот и ряд других, где ответы — на уровне парламента, и от нас не зависят.

— Вы какие-то законопроекты в этом плане подаете?

— В плане законодательных инициатив — нет. Но с нами советуются, и часто мы выступаем как эксперты по ряду вопросов. По опыту могу сказать: все самые лучшие практики можно наработать именно на местном уровне.

Нашими разработками серьезно заинтересовалось Министерство регионального строительства. Сейчас создается новая методология. Министр Владимир Григорьевич Яцуба хочет внедрить такую практику по всей Украине. Он направлял к нам экспертов, они изучали нормативную базу.

— Перенимать опыт к вам приезжают многие. Кстати, электронному управлению обучают и в Академии управления при президенте Украины. Но ощутимый целостный результат — только в Виннице. Как вы считаете, почему?

— Система — живой развивающийся механизм. Механически скопировать ее невозможно. Ее внедрение требует прежде всего внутренней потребности, изменения подхода не только к коллективу, но и к себе самому. Систему надо понимать, постоянно развивать, адаптировать к ситуации, которая меняется ежедневно. Плюс учет и контроль. По возможности, контроль компьютерный. Он ведь беспристрастен. Ему не объяснишь, что ты опоздал на работу, потому что у тебя… будильник сломался. И так — десять раз подряд… И если вдруг вместо «зеленого» больше «красного», значит, есть сбой, и никакие оправдания ситуации не помогут.

Так же важно не давать себе и другим расслабляться. После того как нас сертифицировали по международной системе управления качеством ISO 9001, мы дважды в год проходим внутренний аудит в этой же компании. И подтверждаем, свое соответствие европейским стандартам. Проверяют серьезные европейские эксперты, компромисс с которыми найти невозможно. Для меня это важно. Нам нужны жесткие требования. Поэтому я лично заинтересован в том, чтобы и мне, как руководителю, и всему моему персоналу дважды в год проводили жесткий аудит.

— А где взять на все это средства?

— Самое главное — не деньги, а идея и понимание того, куда эти деньги направляешь. А уж найти средства под конкретно поставленную цель — дело техники.

— Если говорить об эволюции управления городом, то вы сначала наводили порядок, потом внедряли системный подход, и, наконец, вышли на долгосрочное планирование, разработав стратегию «Винница-2020». Что она из себя представляет?

— Программу-минимум, поставленную в 2006-м, мы отработали, набрались неплохого опыта и получили результат. Теперь хотим перейти на среднесрочное планирование с учетом перспективы, для нас это важно. Нам нужна долгосрочная стратегия «Винница-2020», которая даст понимание того, где мы сейчас и какая глобальная цель стоит перед нами.

Новая стратегия имеет десять направлений, таких как качество жизни, образование, медицина, город будущего и ряд инноваций — результат нашей предыдущей практики, охватившей все сферы жизни города.

Согласно этой концепции, мы видим наш город ведущим региональным центром Центральной Украины. Не мегаполисом — это однозначно. А таким, как есть, не более 400 тысяч человек. Сегодня соотношения его размера и численности населения оптимальны. Приоритет — качество жизни людей в любой сфере.

— Но в наших условиях нестабильности не всегда возможно определиться с планами на завтра, не то, что на десять лет вперед. Насколько рационально тратить время и деньги на строительство «светлого будущего»?

— Учитывая все эти факторы, мы выстраиваем цели в рамках одного года: что мы реально сможем реализовать. Но общая стратегия должна быть. Причем — пошаговая. Чтобы принимать правильные решения, надо понимать куда мы двигаемся в перспективе.

А светлое будущее каждый руководитель должен видеть и стремиться к нему. И работать надо каждый день, только так его можно приблизить. Иначе не надо идти в руководители. А оно, это светлое будущее, у нас есть, и это однозначно. Если кто его не видит — тот плохо смотрит.

Advertisements

Posted on 24/07/2011, in Інтерв'ю, Органи влади, Про законодавство України, Результати, e-Government в Україні and tagged , , . Bookmark the permalink. Залишити коментар.

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s

%d блогерам подобається це: